3 Овладение клавиатурой незрячим пользователем

3.1 Тренажёры клавиатуры

Десятипальцевый или «слепой» метод набора лучше изучать при помощи специальных программ, которые называются тренажёрами клавиатуры, так как они постепенно и систематически излагают материал, после чего закрепляют его на основе большого количества специально подобранных заданий. Вдобавок, тренажёр клавиатуры следит за качеством выполнения заданий учеником и не даёт ему возможности перейти к следующему уроку без удовлетворительного выполнения заданий из предыдущего. Часто человек не способен самостоятельно контролировать себя на должном уровне.

Существует прекрасный озвученный тренажёр клавиатуры «Кноп». Его разработал слабовидящий преподаватель Одесского университета Алексей Комарницкий. Программа рассчитана на начинающих и не требует никакого знания компьютера. Поработав две-три недели с этой программой по два-три часа в день, незрячий гарантировано овладеет «слепым» десятипальцевым методом набора букв.

У «Кнопа» есть один большой на сегодняшний день недостаток. Эта программа работает в среде DOS. А сейчас всё труднее найти компьютеры, которые поддерживают озвученную работу в среде DOS. И виной этому — не сам компьютер, а звуковая карта. Любой компьютер до сих пор имеет способность работать в старой операционной системе DOS. Но обычно это уже только беззвучная работа, так как современные звуковые карты давно не работают в среде DOS. Они работают только под управлением Windows.

Однако на сегодня существует американская программа DosBox, которая разрешает старым программам, разработанным для среды DOS, полноценно, включая звук, работать в Windows XP, Windows Vista, Windows 7. DosBox является замечательным компромиссом для применения тренажёра “Кноп”.

Как альтернативу можно предложить курс обучения «слепому» методу набора «Соло на клавиатуре» Владимира Шахиджаняна. С его текстовой версией можно работать в любом озвученном редакторе или чтеце текстов. Подойдёт «Блокнот», «Word» и любой другой редактор, озвученный программой экранного доступа JAWS. В одном окне редактора незрячий может читать текст курса, а в другом — выполнять упражнения. Начинающим будет легче использовать озвученный чтец текстов MaxReader. Две недели регулярных занятий по курсу «Соло на клавиатуре” обеспечат скорость набора в 200 символов за минуту.

Задания

Почему программные тренажёры клавиатуры предпочтительнее текстовых курсов обучения десятипальцевому методу набора?

Как говорящий тренажёр клавиатуры «Кноп» может работать в Windows XP и Windows Vista в озвученном режиме?

3.2 Знакомство с клавиатурой на ощупь

Прежде всего, ученикам надо предложить краткое рассмотрение построения клавиатуры и основные принципы десятипальцевого («слепого») метода набора символов.

3.2.1 Строение клавиатуры компьютера

В верхнем левом углу находится клавиша Escape. Нажатие на неё по обыкновению означает отказ от какого-нибудь действия или отмену каких-то прежде сделанных действий.

В верхней части клавиатуры расположено 12 функциональных клавиш (от F1 до F12) блоками по 4 клавиши. Нажатие функциональной клавиши не приводит к введению текста, а вызывает выполнение какой-нибудь команды или каких-нибудь действий со стороны программы. Эти действия у разных программ могут различаться. Просто есть 12 выделенных клавиш, и каждая программа может обрабатывать их нажатие по-своему.

Ниже расположен большой алфавитно-цифровой блок, который состоит из пяти рядов клавиш. Справа от него расположены два небольших блока клавиш, которые управляют перемещением курсора и редактированием текста. Самым правым на клавиатуре является блок клавиш, который называют вспомогательной цифровой, калькуляторной или “серой” клавиатурой. Обычно эти клавиши на клавиатуре действительно являются более серыми, чем другие.

Задания

В какие блоки сгруппированы клавиши на стандартной компьютерной клавиатуре?

3.2.2 Правила десятипальцевого метода набора

Правила «слепого» десятипальцевого набора относятся к основному блоку клавиатуры. Основная позиция рук заключается в том, что указательные пальцы находятся на клавишах, отмеченных выпуклыми точками. Это — буквы “а” и “о”. Они расположены в центре среднего ряда основного блока клавиатуры. Средний палец, безымянный и мизинец находятся на следующих по порядку клавишах слева и справа от своих указательных пальцев в том же среднем ряду клавиатуры.

Большие пальцы находятся над «пробелом» или немного ниже его.

Любую клавишу нужно нажимать только предназначенным для неё пальцем. Распределение клавиш по пальцам является таким:

левый указательный нажимает буквы «к», «а», «м», «е», «п», «и», цифры 5 и 6;
левый средний нажимает буквы «у», «в», «с», цифру 4;
левый безымянный нажимает буквы “ц”, «ы», «ч», цифру 3;
левый мизинец нажимает всё, что находится слева от вышеописанного;
правый указательный нажимает буквы «н», «р», «т», «г», «о», «ь», цифры 7 и 8;
правый средний нажимает буквы «ш», «л», «б», цифру 9;
правый безымянный нажимает буквы «щ», «д», «ю», цифру 0;
правый мизинец нажимает всё, что находится справа от вышеописанного.

Другими словами, указательные пальцы охватывают по два вертикальных ряда буквенных клавиш и по две цифры. Средние и безымянные пальцы охватывают по одному ряду букв и по одной цифре. Мизинцы охватывают всё остальное. Им достаётся больше всех. И это при том, что они слушаются хуже всех остальных пальцев. Поэтому с мизинцами будет больше всего работы.

«Пробел» нажимает большой палец свободной руки. Если последняя буква в слове набиралась правой рукой, то следующий за словом пробел набирает большой палец левой руки. И наоборот.

Клавишу «Shift» для набора прописной буквы нажимает мизинец свободной от набора буквы руки.

Если надо нажать клавишу не в среднем ряду, то предназначенный для этого палец вместе с соседними пальцами отрывается от клавиатуры, нажимает нужную клавишу и возвращается в исходную позицию. На время отрыва или мизинец, или указательный палец остаётся на клавиатуре в своей основной позиции, чтобы другие пальцы после нажатия буквы смогли быстро возвратиться в основную позицию.

На период овладения клавиатурой существенно, чтобы после каждого нажатия на любую клавишу все пальцы возвращались в основную позицию. Только так приобретаются рефлекторные привычки пальцев нажимать свои клавиши.

Очень важно нажимать на клавиши ритмично. Вначале это намного важнее, чем скорость набора. Скорость будет возрастать постепенно сама собой. Сначала нужно больше следить за ритмом. Рваный ритм очень утомляет. Постоянный ритм содействует быстрому обретению автоматизма при наборе текста.

По обыкновению сначала изучается средний ряд клавиатуры. Закрепление выполняется при помощи набора всяческих слов и даже бессмысленных комбинаций, составленных из букв среднего ряда. Затем прибавляются буквы верхнего ряда клавиатуры и набираются слова и комбинации букв среднего и верхнего рядов клавиатуры. Дальше прибавляется нижний ряд клавиатуры. Теперь можно набирать уже любые слова.
Вводятся прописные буквы, цифры и специальные символы на цифровом ряду.

Потом осваиваются украинская и английская раскладки клавиатуры. Английская раскладка очень пригодится в дальнейшем при работе в сети Интернет для набора адресов сайтов и почтовых ящиков. А ещё нужно освоить управляющие клавиши основного блока, курсорные клавиши, функциональные клавиши, «серую» клавиатуру. Работы хватает.

Задания

В чём состоит основная позиция рук и почему очень важно соблюдать её при обучении десятипальцевому методу набора?

Как распределяются клавиши основного блока клавиатуры между пальцами обеих рук?

Как правильно нажимать на клавишу, расположенную не в среднем ряду основного блока? Как обеспечить после этого быстрый возврат всех пальцев в основную позицию?

Почему важно при обучении нажимать на клавиши ритмично и каждый раз возвращать все пальцы в основную позицию?

В каком порядке правильно осваивать ряды клавиш основного блока клавиатуры?

3.3 Работа с говорящим тренажёром «Кноп»

3.3.1 Методика работы

После запуска «Кнопа» мы попадаем в вертикальное меню со списком уроков. Перемещаться по меню нужно вертикальными стрелками, запускается урок нажатием на клавишу «Enter». Это и всё, что необходимо знать начинающему незрячему человеку. Все остальные сведения «Кноп» сообщит сам.

Первые 6 уроков являются ознакомительными. В них «Кноп» рассказывает о своих клавишах управления и проводит первое общее знакомство с устройством клавиатуры. Уроки построены в неформальном стиле, сопровождаются шутками, и поэтому являются неутомительными для людей. Добрый дружественный тон вселяет в начинающих учеников оптимизм.

Крайне важно, однако, очень внимательно работать с «Кнопом» и аккуратно выполнять все задания, которые он выдаёт (даже на самой начальной стадии). Эти задания хорошо подобраны и продуманы, они построены по принципу «от простого – к сложному».

Нужно отметить, что в «Кнопе» очень удачно применён принцип параллельного обучения незрячих. Спецификой такого обучения является то, что незрячие не видят ни изображения на экране монитора, ни надписей на клавишах клавиатуры. Поэтому обучающий должен сначала малыми порциями давать новый материал, описывать некоторые важные конструкции, отображаемые на экране (например, структуру меню выбора заданий) и параллельно вводить клавиши, необходимые на начальной стадии работы.

Так, первый урок «Кнопа» посвящён клавишам «Enter» и «Escape», которые применяются для ответов на вопросы «Кнопа» «да» и «нет» соответственно. Освоив эти две клавиши, незрячий человек получает возможность в первом приближении управлять работой «Кнопа». Например, человек уже сможет, отвечая на вопрос «Кнопа», выбрать повтор только что пройденного материала или продолжение работы.

Далее «Кноп» знакомит незрячего со структурой своего меню и с клавишами-стрелками. В сочетании с «Enter» и «Escape» клавиши-стрелки позволяют выбирать нужный урок из меню «Кнопа», а также завершать его работу.

Следующим шагом является знакомство с функциональными клавишами. Это делается тоже не случайно, потому что управление «Кнопом» в основном построено на использовании функциональных клавиш. С их помощью можно устроить перерыв в работе, вызвать повтор текста задания (причём, как обычный, так и более подробный), ускорить, замедлить темп речи и тому подобное.

Итак, незрячий человек одновременно учится управлять программой «Кноп», осваивает логику работы с компьютером и изучает группы клавиш на компьютерной клавиатуре.

Дальше начинается систематическая проработка каждого из рядов основного блока клавиатуры. План освоения каждого ряда клавиатуры такой:

«Кноп» даёт общие сведения об изучаемом ряде клавиатуры, перечисляет входящие в него клавиши и объясняет, как их необходимо нажимать.

Затем «Кноп» включает режим тренажёра, в котором ученик нажимает в произвольном порядке на клавиши изучаемого ряда клавиатуры. При этом «Кноп» называет нажатую клавишу и объявляет, каким пальцем её нужно нажимать. С этим режимом необходимо работать не менее 10 минут, чтобы пальцы рук привыкли правильно нажимать клавиши изучаемого ряда.

Далее полученные навыки закрепляются сначала символьным диктантом, а затем – словарным диктантом, после чего следует «ералаш» — диктант на закрепление знания всех ранее изученных рядов и блоков клавиатуры.

Задания

Как в «Кнопе» реализован принцип параллельного обучения «от простого – к сложному», который позволяет начинать работу с «Кнопом» полностью неподготовленным незрячим ученикам?

Какова общая схема изучения очередного ряда или блока клавиш?

3.3.2 Тонкости работы с тренажёром «Кноп»

У тренажёра «Кноп» есть небольшая логическая ошибка. Выдав задание, он мгновенно начинает отсчёт времени до нажатия на каждую из клавиш. Лучше было бы начинать отсчёт времени после первого нажатия учеником на клавишу, так как по обыкновению все начинающие делают небольшую паузу перед началом выполнения задания. В результате, вместо сообщения “Надо более равномерно” выдается сообщение “Надо быстрее”. Ученик начинает стараться всё быстрее и быстрее нажимать на клавиши. А причина ошибки заключается только в том, что ученик делает большую паузу перед нажатием на первую клавишу. Это сразу ухудшает картину выполнения задания с точки зрения “Кнопа”. Если бы он начинал отсчёт времени не от момента выдачи задания, а от момента первого нажатия учеником на клавишу, такого бы не происходило.

На самом деле, достаточно нажимать даже по одной клавише каждые две секунды, но начинать выполнение задания нужно сразу после того, как “Кноп” его озвучил. Чтобы избавиться от этой ситуации, можно отключить контроль равномерности нажатия на клавиши, который автоматически осуществляет “Кноп”. Это делается с помощью клавиши “F4”.

Не надо стараться специально запоминать расположение клавиш на клавиатуре и распределение пальцев по буквам. Проверено — не выйдет. После продолжительной тренировки пальцы рефлекторно сами запомнят свои позиции. И потом, когда пользователь только подумает о какой-то букве, нужный палец сам потянется к соответствующей клавише и нажмёт на неё.

Крайне важно сразу неуклонно соблюдать распределение пальцев по клавишам. Это обеспечит хорошую скорость набора и ритмичность в будущем.

Даже незначительное несоблюдение распределения пальцев по буквам помешает в будущем работать быстро и ритмично. Пользователь будет быстрее утомляться, делать больше ошибок. А переучиваться потом придётся годами в буквальном смысле. Переучиваться долго и болезненно. Поэтому необходимо отнестись серьёзно к самому началу занятий и точно и чётко соблюдать все правила десятипальцевого набора. Тогда работа с клавиатурой быстро начнёт приносить удовлетворение.

Всякий раз после подробного рассказа о расположении клавиш в очередной изучаемой строке клавиатуры “Кноп” даёт возможность ученику закрепить свежий материал. Для этого включается специальный режим, в котором “Кноп” называет каждую нажимаемую клавишу, а также рассказывает, каким пальцем нужно её нажимать. Перед включением этого режима тренажёра звучит фраза “Нажимайте на клавиши. Нажмите Escape, когда надоест”. Эта фраза очень часто сбивает начинающих. Они сразу нажимают на “Escape”, чем лишают себя возможности закрепить новый материал. На первых занятиях надо следить за этим моментом.

Ещё одной распространённой ошибкой начинающих является неправильное усвоение основного (верхнего) числового ряда клавиатуры. Этот ряд является самым отдалённым от основного ряда клавиатуры, поэтому нужно немного больше усилий, чтобы приучить пальцы попадать в цифровые клавиши. Время тренировки при этом измеряется не часами, а десятью или двадцатью минутами. Но терпения учеников часто не хватает на такие незначительные усилия, и они либо продолжают искать каждую цифру, отсчитывая от левого края основного цифрового ряда, либо тайком нажимают клавиши на дополнительной цифровой клавиатуре, чего делать нельзя. Поэтому преподаватель должен уделить дополнительное внимание закреплению навыков работы с основным цифровым рядом клавиатуры.

Ещё важно следить за тем, чтобы после нажатия на каждую клавишу все пальцы ученика возвращались в основную позицию, даже если следующая клавиша задания находится рядом с предыдущей. Во время обучения мы вырабатываем рефлекторную способность пальцев ученика нажимать на свои клавиши. А для этого очень важно, чтобы каждое нажатие на клавишу начиналось из основной позиции рук на клавиатуре. В дальнейшем, когда все необходимые рефлекторные привычки будут закреплены, это правило можно будет смягчить.

Часто возникают сложности с переключением языка ввода с клавиатуры. «Кноп» использует драйвер клавиатуры «Keyrus». Поэтому переключение языка происходит не так, как в Windows. Переключение между русским и английским языками осуществляет правая клавиша «Control», а между русским и украинским – правая клавиша «Alt», причём переключение на украинский язык возможно только из русского языка (не из английского). И хотя «Кноп» рассказывает о правилах переключения языков ввода с клавиатуры во вводных уроках, обычно ученики забывают об этом к тому моменту, когда необходимо этими правилами пользоваться.
Свободное владение клавиатурой даёт пропуск в дальнейшее свободное владение всем компьютером при помощи комбинаций горячих клавиш.

Задания

В чём состоит логическая ошибка при контроле скорости набора символов в «Кнопе» и как отключить этот контроль?

Почему не нужно запоминать «в голове» закрепление пальцев за клавишами?

Как связаны соблюдение распределения пальцев между клавишами и ритмичность нажатия на клавиши с быстротой набора текста?

Как переключать языки ввода с клавиатуры в «Кнопе»?

Вопросы для самоконтроля

Вопрос 1

Как правильно и эффективно незрячему человеку овладевать клавиатурой компьютера?

  1. Читая курс лекций по освоению клавиатуры в озвученном чтеце книг «Макс Ридер».
  2. Читая курс лекций по освоению клавиатуры в программе «Блокнот».
  3. При помощи озвученного тренажёра клавиатуры «Кноп».
  4. Читая курс лекций по освоению клавиатуры в редакторе Word.

Вопрос 2

К какому из блоков клавиатуры принадлежат клавиши «Control», «Alt», «Shift»?

  1. Блоку функциональных клавиш.
  2. Основному алфавитно-цифровому блоку.
  3. Блоку курсорных клавиш.
  4. Дополнительному цыфровому блоку.

Вопрос 3

Какой из режимов закрепления пройденного материала является заключительным при изучении очередной группы клавиш в тренажёре «Кноп»?

  1. Режим тренажёра.
  2. Словарный диктант.
  3. Диктант «Ералаш».
  4. Клавишный диктант.

Вопрос 4

Что является самой распространённой причиной требования тренажёра «Кноп» быстрее нажимать на клавиши при выполнении заданий?

  1. Большой промежуток времени между равномерными нажатиями на клавиши.
  2. Включённый режим контроля равномерности нажатий на клавиши.
  3. Слишком сильное нажатие на клавиши.

  4. Задержка первого нажатия на клавишу вначале выполнения задания.

Вопрос 5

Какой из видов закрепляющих заданий чаще всего пропускают начинающие незрячие ученики?

  1. Режим тренажёра при изучении очередного ряда клавиатуры.
  2. Клавишный диктант.
  3. Словарный диктант.
  4. «Ералаш».

Вопрос 6

Как в тренажёре «Кноп» происходит переключение между русским и английским языками?

  1. По комбинации «Control+Shift».
  2. Правой клавишей «Alt».
  3. Правой клавишей «Control».
  4. Левой клавишей «Control».

Добавить комментарий