О компьютерной реабилитации людей с проблемами зрения

Автор: Бруль Константин.

Мой 3-летний опыт преподавания на компьютерных курсах для незрячих говорит о том, что обучение основам работы на компьютере можно разделить на 3 этапа:

  1. 10-пальцевый (или слепой) метод набора текста. Методика давно разработана. Есть учебники. Есть озвученный тренажёр клавиатуры «Кноп». В течение месяца осваивают абсолютно все без исключений.
  2. Чтение книг на компьютере, копирование файлов. Есть великолепная озвученная программа «MaxReader». Авторы – Максим и Александр Васильевы из Ростова-на-Дону, инвалиды по зрению. Программа очень удобна в работе и чрезвычайно легка в установке и в освоении. К программе прилагается библиотека из 12000 книг на трёх компакт-дисках. Электронный каталог позволяет за пару минут найти любую книгу любого автора в пределах каталога. Кроме чтения книг «MaxReader» позволяет набирать и печатать тексты, копировать файлы и папки и другое. Кто не готов ещё осваивать Windows, может несколько месяцев или лет работать только с «MaxReader» (обычно это люди старше 40 лет с гуманитарным уклоном).
  3. Освоение работы в среде Windows. Занимает от полугода до 2 лет. Можно разделить на такие этапы:
    • Работа с окнами и с файловой системой Windows.
    • Редактирование текстов с помощью «Microsoft Word».
    • Сканирование, архивация, настройка JAWS, работа с таблицами, аудио- и видеофайлами, антивирусные программы.
    • Работа в сети Интернет: Сайты и web-страницы, ускоренное перемещение по web-страницам, электронная почта (в том числе и виртуальная), поисковые серверы.

Основные проблемы при обучении незрячих

  1. Отсутствие компьютера дома. Без повседневного закрепления навыки теряются в течение месяца. Либо курсы должны проходить в течение полугода с отрывом от производства на регулярной основе. С полноценными практическими занятиями.
  2. Должна быть хоть какая-то перспектива дальнейшего трудоустройства. Иначе у людей нет стимула к обучению и больше половины учащихся останавливаются на этапе чтения книг при помощи компьютера. Работа с компьютером на слух или с помощью тифлоприборов – это отдельная технология и требует значительных усилий для освоения. Поэтому такие усилия должны быть простимулированы перспективой дальнейшего повышения социального статуса.
  3. В самом ближайшем будущем предстоит массовое освоение таких тифлосредств, как mp3-плееры на базе flash-памяти (позволяют прослушивать книги и любые тексты в виде звуковых файлов синтезированной речи) и смартфоны (мобильные телефоны нового поколения, позволяющие полностью озвучивать свою работу).

Проблемы доступа к сети Интернет

При разработке сайтов должны быть соблюдены некоторые правила:

  • Текст на web-страницах должен быть размечен не только визуально, а обязательно с использованием заголовков, таблиц и списков (конструкции языка HTML). Это позволяет ускоренно перемещаться по web-странице при помощи таких специальных программ как JAWS for Windows.
  • Для всех рисунков на web-странице должен быть заполнен alt-текст. Тогда название рисунка можно будет озвучить.
  • Желательно, чтобы web-страница начиналась не с огромного количества ссылок (их JAWS будет долго читать сразу после открытия страницы), а с текста, составляющего наполнение web-страницы. А в самом конце страницы желательно располагать ссылки на другие web-страницы данного сайта. Это связано с тем, что очень быстро можно переместиться в начало и в конец страницы.

Соблюдение этих условий обеспечит людям с проблемами зрения нормальный доступ к ресурсам Интернет при помощи говорящих программ и других тифлосредств.

Перспективные задачи

  • Обеспечение людей с проблемами зрения (в первую очередь – студентов, старших школьников и людей с высшим образованием) компьютерами, mp3-плеерами, смартфонами и по возможности – брайлевскими строками, а также бесплатным доступом к сети Интернет.
  • Квалифицированное обучение основам работы на компьютере по специальной технологии в спецшколах. Для этого необходимо наладить изучение специальной тифлотехнологии работы с компьютером студентами-тифлопедагогами и провести дополнительное обучение учителей спецшкол.
  • Провести работу по организации рабочих мест в госучреждениях для людей с проблемами зрения, в достаточной степени владеющих работой на компьютере. Организовать качественные специализированные компьютерные курсы для обучения таким специальностям. Ориентировочно это может быть справочная служба, диспетчерская работа разного рода, типичный документооборот, набор, сканирование, распознавание, вычитка текста, преподавательская, переводческая, музыкальная, юридическая работа и другое.
  • Наладить организацию рабочих мест для специалистов, потерявших зрение в результате болезни или травмы, чтобы они смогли продолжать работу по специальности.
  • Наладить систему переобучения для специалистов, которые после утраты зрения не могут продолжать работу по своей первой специальности, но желают и могут в дальнейшем заниматься квалифицированным трудом с применением компьютера.

Что я лично успел сделать в этой области

  • Составил курс лекций по обучению людей с проблемами зрения основам работы на компьютере в среде MS Windows с применением озвучивающей программы JAWS for Windows и других говорящих программ.. Этот курс лекций печатается шрифтом Брайля в киевском Доме звукозаписи и печати УТОС в 2005-2006 гг.
  • Создал и постоянно обновляю специализированный компакт-диск с говорящим меню, с помощью которого начинающие незрячие пользователи компьютера могут легко установить программы, нужные им для освоения компьютера и для дальнейшей работы. Кроме программ, на диске собрана специализированная литература по освоению компьютера незрячими.
  • Киев, 2005 г.

Добавить комментарий