Автор: Бруль Константин.
Я неоднократно высказывал свои мысли по поводу качества обучения незрячих на компьютерных курсах. Мой 8-летний опыт преподавания подсказывает мне, что главной причиной невысокого среднего уровня такого обучения является слабая мотивация большинства обучаемых из-за отсутствия перспективы дальнейшего трудоустройства и повышения своего социального статуса.
С другой стороны, прекрасные результаты показывают те, кто видит перспективу в своей жизни и понимает, что этой перспективы можно достичь только при помощи хорошего уровня владения компьютером.
По моим наблюдениям, есть 3 категории мотивированных к обучению людей:
- Образованные специалисты, теряющие зрение и страстно желающие остаться в своей профессии и своём окружении.
- Амбициозные старшие школьники и студенты.
- Амбициозные люди с активной жизненной позицией.
Люди 2-й и 3-й категории, как правило, способны обучаться самостоятельно, используя учебные материалы из сети Интернет. А люди 1-й категории чаще всего замыкаются в себе, сидят дома и стремятся не общаться в среде незрячих. О таких людях, кроме родственников, знают только их лечащий врач в поликлинике и больнице и сотрудники МСЕК. Эти люди часто даже не вступают в члены УТОС.
Я считаю, что уровень преподавания на наших курсах является очень высоким. Через сеть Интернет (специализированные сайты и рассылки) я постоянно слежу за состоянием дел в области использования незрячими компьютера и в области обучения незрячих работе на компьютере. Мы первыми в СНГ начали компьютерное обучение незрячих ещё в 1997 г. Практически все компьютерные курсы для незрячих на просторах бывшего СНГ либо напрямую используют курс лекций Константина Бруля (впервые появился в 2004 г.), либо используют «Пермский аудиокурс 2008 г.», авторы которого использовали курс Константина Бруля как один из трёх базовых курсов обучения незрячих.
Я вижу 2 пути существенного повышения конечного уровня выпускников компьютерных курсов для незрячих:
- Кардинальная перестройка учебного процесса. Это 6 месяцев регулярных занятий по 6-8 часов в день с отрывом от производства с полным курсом практических занятий под присмотром преподавателя. Это требует существенных материальных вложений и разработки системы трудоустройства выпускников курсов. Отсутствие перспективы трудоустройства не даст нужного уровня мотивации к обучению.
- Целенаправленный поиск людей, обладающих естественной сильной мотивацией к освоению компьютера. Это – специалисты, теряющие зрение и желающие сохранить свою работу и среду общения. По моему мнению, этих людей можно найти только через систему таких социальных институтов, как МСЕК, поликлиники, больницы, служба занятости. Эти люди часто не вступают в УТОС и не общаются с членами УТОС.
2-й способ не требует практически никаких материальных вложений, но требует систематической целенаправленной многолетней работы по выявлению естественно мотивированных к компьютерному обучению специалистов, теряющих зрение. По моим оценкам, в г. Киеве категория таких людей составляет от нескольких сотен до нескольких тысяч. Я предлагаю основные усилия направить на их выявление и дальнейшее обучение.
Необходимо разработать и воплотить в жизнь целую программу работы со следующими заведениями:
- Все отделения МСЕК в г. Киеве, через которые проходят инвалиды по зрению.
- Все отделения службы занятости г. Киева.
- Глазные отделения всех больниц г. Киева.
- Глазные кабинеты всех поликлиник г. Киева.
- Другие социальные службы г. Киева, работающие с инвалидами по зрению.
Прямой статистики по Украине мне найти не удалось. Но есть аналогичная статистика других стран. Так, например, в Беларуси ежегодно теряет зрение 2000 человек. Население Беларуси составляет около 10 000 000 человек. Поэтому количество ежегодно теряющих зрение по Украине должно быть примерно 9 000 человек, а по Киеву – примерно 900 человек. Если даже десятую часть из них разыскать и привлечь на наши курсы – это в 3 раза больше, чем мы пока можем обслужить.
С моей точки зрения, меры, направленные на повышение качества обучения слабомотивированных людей (помощь психолога, ведение личных карточек учеников, контроль обучения, уменьшение нагрузки на преподавателя) дадут лишь небольшой эффект (меньше будет людей, досрочно бросающих курсы), но кардинально проблему не решат. Конечно, этим нужно заниматься. Это будет человечным как по отношению к ученикам, так и по отношению к преподавателям. Но нужно понимать, что это – временная косметическая мера, уводящая от главного направления.
Февраль 2011
Свежие комментарии