«

»

Июл 03

Поход по реке Горынь

Поход по реке Горынь

Автор: Бруль Константин

Сроки: 19 июля – 26 июля 2008 года (8 дней).
Маршрут: от села Суськ Ровенской обл. до села Степань Ровенской обл.
Протяжённость маршрута – 110 км.

Сложность реки нулевая, но возможны завалы в русле и под деревянными мостами.
Доставка и отъезд микроавтобусом.
Состав группы: 15 человек от 7 до 45 лет, из них 3 детей (7, 7 и 10 лет), 6 лодок: 4 «Таймень-3» и 2 «Таймень-2». Из новичков – 2 студента-первокурсника.

День 1

Выезд из Киева на микроавтобусе с 9.00 до 17.30 (с 9.00 до 12.00 – сбор участников по Киеву)..
Первый раз на трассе пересекали реку Горынь за 15 км до Ровно в районе села Олександрия, где тоже можно было стартовать от автомоста (25 км по реке до села Суськ). От Ровно до села Суськ ехали 25 км, последние 10 км по брусчатке заняли 40 мин.

Охотничье хозяйство

В районе села Суськ остановились на берегу поискать место для ночлега и сборки байдарок. Проезжавший мимо на «Хаммере» владелец охотничьего хозяйства пригласил нас бесплатно переночевать на поляне для барбекю между деревянных беседок. Там были мангалы и дрова.

Наш палаточный лагерь

Вечером пришли 3 девушки с лошадьми и катали всех по 5 грн. За сеанс (до озера – и обратно, около 10 минут). Всем очень понравилось, особенно – детям.

Катание на лошадях

Ходили на экскурсию на конюшню, рядом в большом вольере разводят диких свиней. Для посетителей (в основном — из Ровно и Луцка) в хозяйстве имеются небольшие гостиницы, стрельба по тарелочкам и другие развлечения.

День 2

Собираем байдарки

Проплыли за день 20 км с 14.00 до 18.00., средняя скорость по GPS – 5,2 км/ч.
В 9.45 хозяин базы прислал нам подводу для перевозки вещей к реке на луг возле моста. Поляна на берегу большая и удобная. Под мостом – остатки завала. Легко отодвинули пару брёвен возле правого берега – получился проход.

Байдарки готовы к отплытию

Выплыли в 14.00. Ширина реки – от 20 до 50 м, течение – примерно 3-4 км/ч, берега илистые. В русле лежали поваленные деревья, но везде можно было проплыть. Хороших мест для стоянок не было, но места для аварийных стоянок встречались регулярно.

Река Горынь

Остановились в 18.00 на правом берегу сразу за газопроводом на большом лугу перед селом Деражне (на левом берегу). Выход скользкий, с небольшой ступенькой – типичный для Горыни. Перед стоянкой на левом берегу тянулся лесок. Но выйти к нему было невозможно: высокий обрыв или болото – это тоже характерная черта для Горыни.

В этот день проплывали по реке дугу в 10 км. Перешеек дуги составляет 200 м. При желании ускорить движение здесь можно перетащить байдарки. Но мы это место не осматривали.

День 3

Прошли за день 15 км с 11.00 до 17.00, был обнос понтона и затяжной дождь.
Через 20 мин после старта проплывали автомобильный мост из села Деражне. Сразу за ним за поворотом в виду остатков старого деревянного моста было хорошее место для стоянки на правом берегу. Дальше было хорошее место на левом берегу: стол, скамейки, деревянные ступеньки в воду, небольшая лесополоса из сосняка, село оттуда не видно.

Через 1 час после старта доплыли до понтона в конце села Деражне, который нужно обносить по правому берегу.

Почти сразу после обноса начался дождь, который продолжался около 3 ч. Плыли в плащах, прятались под деревьями и клеёнкой во время усилений дождя, грелись и вдохновлялись сухим красным вином. Хороших мест для стоянок не было, но аварийные попадались регулярно.

Примерно через 10 км после понтона попались 2 песчаных пляжа: первый – на правом повороте, но без выхода на поляну, второй – сразу в 50 метрах на левом повороте. Там и остановились на левом берегу. Пляж хороший, 4 лодки становятся свободно, выход на луг через прибрежные кусты.

День 4

Река Горынь

Прошли 15 км с 13.00 до 17.00, GPS показывал скорость до 7 км/ч.
С утра сушились после вчерашнего дождя. Небо утром было хмурое, опасались нового дождя – поэтому вышли поздно.

Через 1 час после старта доплыли до села Чудвы. Остановились на левом берегу перед подвесным мостиком возле старых живописных ив. Ходили на правый берег в магазин и за водой. Магазин бедный.
Через 1 час после Чудв –деревянный мост, узкие пролёты перегорожены завальными брёвнами. 2 передовые байдарки с трудом продрались под правым берегом. Адмирал вернулся под мост и помогал продирающимся байдаркам с берега.

После моста начали искать стоянку. По правому берегу тянулся лес, но выйти было совершенно невозможно: либо болото, либо отвесный обрыв. Река сильно петляла, берега были красивые. После очередного удаления от леса на правом повороте попался прекрасный песчаный пляж, лес был прямо по курсу в 200 м. Выход на огромный луг через прибрежный кустарник. Стали на ночёвку. За дровами ходили в лес. Сёл в прямой видимости не было. Ближайшее село – Ставок. Слышно круглосуточно работающие базальтовые карьеры.

День 5

Днёвка, экскурсия на базальтовые карьеры и карьерное озеро.

Всю ночь и всё утро до 13.00, с перерывом на завтрак, шёл дождь. Потом небо оставалось хмурым, выплывать было опасно. Поэтому решили пойти на экскурсию к базальтовому месторождению.
Лесная дорога примерно через 2 км вывела к асфальту. Слева – посёлок Базальтове, перед ним слева и справа от дороги – базальтовые карьеры и дробильный заводик.

Базальтовый карьер

Базальт залегает под слоем песка в виде шестигранных столбов – довольно необычное зрелище. Карьерные самосвалы БелАЗ, огромные гусеничные экскаваторы, старые троссовые механизмы которых производят ухающие шумы, ночью в палатке очень напоминающие звук выползающего из пещеры голодного дракона.

Базальтовые столбы

В районе таблички «Базальтове» налево уходит старая дорога. Она через 200 м приводит к затопленному заброшеному карьеру. Получилось прекрасное чистое озеро, окружённое крутыми песчаными берегами, заросшими сосняком и кустарником. После спуска на 20 м вниз мы оказались на песчаном пляже, звуков карьеров там не слышно. Тишь и благодать. С удовольствием покупались в приятной прозрачной воде.

Озеро в затопленном карьере

Сходили в Базальтове. Там рядом 2 нормальных магазина направо за автохозяйством. Почему-то побоялись отведать разливного львовского пива по 2.20 – испугала низкая цена (в Киеве разливное пиво – от 5 грн.).

В лагере нас ждал хороший сюрприз: дежурный рыбак словил щуку на 1,5 кг и сварил уже уху. Сразу после ужина налетела сильная гроза, а потом опять начался дождь на пол-ночи, но это было уже привычно и даже приятно после ухи.

День 6

Прошли 36 км с 10.30 до 18.00, средняя скорость по GPS – 6,5 км/ч.
Через полчаса после старта на правом берегу попалась прекрасная стоянка с песчаным пляжем. Совсем рядом было озеро в заброшенном карьере. Мы его узнали по железным конструкциям, которые видели накануне на противоположном берегу озера. Сразу за карьерным озером – заброшенные пристани. Раньше базальт из карьера вывозили на баржах. Может, благодаря этому на реке нет дамб.

Ещё через полчаса – село Злазне с автомобильным мостом. Следующий автомобильный мост – в селе Збуж (через одно после Злазного). За Злазным река выпрямляется, берега становятся непроходимыми, мест для стоянок вообще нет. В районе Збужа река снова начинает петлять и появляются места для аварийных стоянок.

Следующее село после Збужа видно с воды, но к реке оно не подходит. За ним начали искать стоянку. Остановились на левом берегу в виду леса, который манил уже полтора часа, но так и не подошёл близко к воде. Выход на луг неплохой, но топкий, песка нет.

В этот день было 2 приключения. Сначала в нашей лодке через час после старта обнаружилась мышь, которую мы увезли с днёвки. Когда переворачивали утром лодку, из-под неё выбежала мышка, а мы не догадались осмотреть лодку в поисках её подружки.

Потом в речку упала корова, которая пила воду, а сразу под берегом было метр глубины.

Корова в реке

По берегу бегала плачущая хозяйка лет 50, причитая и собираясь раздеваться и прыгать в реку. Корова вылезла из воды, но не могла взобраться на обрыв и несколько раз срывалась снова в воду. Наш удачливый рыбак Серёжка догадался выскочить на берег и привязать к рогам коровы верёвку, благодаря чему корову удалось провести вдоль обрыва и вытащить на него в подходящем месте. Наверное, за это Серёжке на вечерней рыбалке был послан голавль больше чем на килограмм, которого поджарили на ужин и подавали после борща.

День 7

Река Горынь

Прошли 25 км с 11.00 до 17.00.

Старт вскоре показал, что мы стояли в единственном пристойном месте. Очень скоро лес закончился, речка выровнялась и пропали даже аварийные стоянки.

Через 1 час после старта в селе Комаровка был понтон с обносом. Разгружались на правом берегу, загружались с понтона на обоих берегах. Во время обноса женщины и дети сходили в село за водой и продуктами, принесли капитанам разливного львовского пива.

Река Горынь

Дальше речка разлилась и начала петлять. Места были приятные глазу, но стоянок не было вообще никаких кроме одного коровьево пляжа без признаков дров.

Остановились на лугу под группой больших и в в начале села Степань перед автомобильным мостом. Это место за два дня до того было намечено для отъезда. До первоначально намеченного села Городець нам не хватило одного гребного дня. Городець находится на трассе «Варшавка», которая ведёт прямо в Киев.

День 8

С утра сушили и собирали байдарки. В 13.00 приехал микроавтобус. В Киеве были после 19.00.

Резюме

Река Горынь

Горынь нас приятно порадовала. Мы расчитывали на худшее: грязную узкую речку и большую «густонаселёнку». Оказалось, что это речка идеальной байдарочной ширины, практически без обносов, не очень грязная, с рыбой, часто встречаются красивые обрывистые берега. Хороших пляжей и стоянок немного, но они гарантированно свободны, поскольку речка малопосещаема. Есть места для осмотра: базальтовое месторождение, пещеры, охотничье хозяйство и тому подобное.

Основной недостаток – трудность заброски и отъезда. Удобных поездов на Ровно нет, а автомобильная доставка дороговата и утомительна.

В общем, воспоминания о Горыни хорошие, но думаю, что вернуться туда снова вряд ли захочется – это речка одного похода, когда всё уже проплавано.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>